Тема проекта:
«Механизмы адресной поддержи в получении доступного дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности»
Внимание! В рамках реализации инновационного проекта 1 ноября 2021 года будет организована работа презентационной онлайн-площадки, во время которой будут представлены результаты деятельности РИП, механизмы адресной доддержки обучающихся сельских школ в получении доступного дополнительного образования, результаты проведенных диагностик. Планируются выступления всех школ-соисполнителей проекта.
Приглашаем к участию! Подробности в информационном письме
Описание проекта:
В сфере дополнительного образования ребенок формирует свою социальную, профессиональную, этнокультурную и гражданскую идентичность, обеспечивая успешную интеграцию в социум. На содержание и формы дополнительного образования влияют особенности территорий, традиции народов и местного сообщества. В свою очередь дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, обеспечения преемственности в передаче культурных традиций и практик, развития социокультурного потенциала территории.
В тоже время из анализа имеющихся источников и собственного опыта можно сделать выводы о том, что общая занятость сельских школьников в дополнительном образовании слабо дифференцирована и реализуется, в основном, на базе школ, сеть специализированных учреждений дополнительного образования на селе невелика, много обучающиеся, не имеющих возможности получать дополнительное образование.
Сельским детям должны быть предоставлены равные с другими категориями возможности в получении дополнительного образования, для этого необходима разработка, апробация и технологическое описание механизмов адресной поддержки в получении доступного дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности
Задачи, которые решает проект:
- Апробация различных моделей повышения доступности реализации дополнительных образовательных программ в условиях сельской местности
- Описание и обоснование необходимых педагогических условий повышения доступности ДО в сельских школах
- Усовершенствование комплексных, субъектно-ориентированных, дистанционных технологий, форм организации детских объединений
- Развитие применения индивидуальных образовательных маршрутов в дополнительном образовании в сельской местности
Цель проекта:
Разработка, апробация и обоснование механизмов адресной поддержки в получении качественного дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности, созданных на основе модели повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях сельской местности
Целевая аудитория:
• Образовательные организации , реализующие программы дополнительного образования в условиях сельской местности
• Педагоги дополнительного образования, реализующие программы дополнительного образования в условиях сельской местности
• Родители (законные представители) обучающихся, желающих получать дополнительное образование в условиях сельской местности
Продукты:
. База данных «Механизмы адресной поддержки в получении доступного дополнительного образования детям, проживающим в сельской местности» , представленные в :
- Мастер-класс «Использование механизмов обеспечения доступности дополнительного в сельской школе» (возможно проведение выездного мастер-класса на базе клиента по заказу)
- Методическое пособие «Обеспечение адресной поддержки в получении доступного дополнительного образования в сельской местности» (печатное издание с возможностью распространения)
Оценка рынка:
Изучен опыт организации и обеспечения доступности дополнительного образования на селе в Ярославской, Калужской, Ленинградской, Московской, Томской, Ивановской, Костромской, Самарской, Тамбовской, Курганской, Белгородской. Вологодской, Тюменьской, Ульяновской областях, Республике Саха (Якутия), Краснодарском и Пермском краях, Карелии, Удмуртии, Башкортостане.
Материалов, в которых речь идет о проблемах дополнительного образования много, но практически нет описания механизмов и практик по организации дополнительного образования на селе и повышению его доступности. В основном представлен отдельный опыт в этом направлении.
Мало источников, содержащих объективные результаты организации дополнительного образования, чтобы сделать однозначные выводы о доступности дополнительного образования сельских детей.
Есть запрос со стороны государства и Приоритетный национальный проект «Доступное дополнительное образование»
Сроки реализации: 2019-2021
С 2004 года наша школа сотрудничает к кафедрой педагогики и психологии Ярославского педагогического университета под руководством профессора Л.В. Байбородовой. Особое внимание педагоги школы уделяют интеграции педагогических средств как основному механизму обеспечения целостности образовательного процесса. Направлением работы в последние два года стала разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс проблемно-тематических дней. В 2008-2009 учебном году такие дни проводились для учащихся 1-4 классов. В 2009-2010 учебном году расширен состав участников до 6 класса. С наработками по данному вопросу учитель начальных классов Кузнецова Е. Г. поделилась на районной августовской конференции учителей и на областном семинаре "Проблемы сельской малочисленной школы". Опытом работы мы готовы поделиться со всеми желающими.
Неоднократно на базе нашей школы проходили муниципальные и региональные семинары, привлекавшие большое количество участников.
В 2011 году школа получила статус региональной инновационной площадки в составе группы сельских школ, котоорые работают по теме "Создание модели внеурочной деятельности сельских школьников" (Приказ департамента образования Ярославской области от 23.11.2011 №1157/01.03 "О присвоении статуса региональной инновационной площадки департамента образования"). Эта работа продолжается в настоящее время.
В сентябре 2013 вышла брошюра, посвященная проблемно-тематическим дням "Организация внеурочной деятельности сельских школьников на основе проблемно-тематических дней", написанная педагогическим коллективом школы.
С наработками по данному вопросу учитель начальных классов Кузнецова Е. Г. поделилась на районной методической конференции конференции учителей начальных классов, проходившей 2 ноября 2015 года. Материалы конференции
В августе 2015 педагоги школы вошли в состав проблемных групп научно-педагогической лаборатории сельских школ (Приказ Департамента образования) http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1546
План работы проблемной группы "Интеграция урочной и внеурочной деятельности и дополнительное образование детей" на 2016-17 учебный год
1 ноября 2016 года состоялась ежегодная конференция учителей начальных классов. Наша школа представила отчет о результатах реализации инновационного проекта "Внедрение неформальных практик в образовательный процесс". Отчет представила Кузнецова Е. Г.
В 2016-17 учебном году Дмитриевская средняя школа начала осваивать новую форму интеграции урочной и внеурочной деятельности "Погружение". Для эксперимента была выбрана историческая эпоха - Шестидесятые. В стиле 60-х годов прошел новогодний вечер, фестиваль "Мелодии и ритмы 60-х", игра "Встречный бой - Зарница", реализован проект "По страницам журнала "Мурзилка"""". Идея "погружения" взята у педагога-новатора М. Щетинина.
В феврале 2018 года школа принимала участников Региональной научно-практической конференции. Программа конференции
Отчет по реализации инновационного проета по итогам 2017-18 года
В 2018-19 учебном году школа продолжает реализацию технологии погружение. школа активно привлекает социальных партнеров.
В 2018-19 учебном году реализуется проект "Развитие и применение комплексных интеграционных средств в практике работы школы". Школа является муниципальной инновационной площадкой по теме "Интеграция основного и дополнительного образования" (приказ № 258 от 31.08.2018 по управлению образования Даниловского МР)
ТЕМА 2019 ГОДА "ПОГРУЖЕНИЕ В ИСКУССТВО"
САЙТ Ассоциации "Лидеры сельских школ" https://lss76.ru/