Аннлтация
Перечень основных документов, послуживших основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Музыка» на ступени основного общего образования:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). - //
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 03 сентября 2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912260060#:~:text=Приказ%20Министерства%20просвещения%20Российской%20Федерации,образования%2C%20соответствующих%20современным%20условиям%20обучения (в частности, раздел 2. Комплекс оснащения предметных кабинетов / подраздел 20. Кабинет информатики)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02 декабря 2019 года № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
7. санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (введены с 1 января 2021 года на срок до 1 января 2027 года, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и 2.4.2.2821-10, утратили силу)
8. Авторские программы по учебному предмету «Музыка» (УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.5-7 классы» издательства «Просвещение», 2011 года издания.)
9. ООП Дмитриевской средней школы на ступень основного общего образования
Состав УМК:
1.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.
2. Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
3. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2013 г.
4.Уроки музыки. 7 класс. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2013 г.
5.Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт.Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2011
6.Музыка: 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2018.
7.Рабочая тетрадь для 5 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
8.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
9.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
10.Музыка: 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2018.
11.Рабочая тетрадь для 6 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
12.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
13.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
14.Музыка: 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2018.
15.Рабочая тетрадь для 7 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.
16.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
17.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
18. «Искусство. 8–9 классы» авторов Сергеевой Г. П., Кашековой И. Э., Критской Е. Д. издательства «Просвещение»
Для текущего и итогового контроля используются задания, представленные в следующих пособиях:
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт.Е. Д. Критская, Л.А.Алексеева, М.: Просвещение, 2011
Место учебного предмета, дисциплины, курса (модуля) в учебном плане:
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-8 классов составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане ОУ ООО. Предмет изучается в 5-8 классах в объеме не менее 135 часов (по 35 часов в каждом классе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В результате обучения в основной школе на базовом уровне обучающийся научится:
Предметные результаты учебного предмета «Музыка» 5 класс
• понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
• анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
• понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
• определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
• понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
• понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
• определять тембры музыкальных инструментов; называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;определять характерные особенности музыкального языка;
• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
• понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
• называть и определять на слух мужские (тенор, бас) и женские (сопрано, альт) певческие голоса;
• определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
• владеть навыками вокально-хорового музицирования;
• участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
В результате обучения в основной школе на повышенном уровне обучающийся получит возможность научиться:
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
Предметные результаты учебного предмета «Музыка» 6 класс
• понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
• анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
• определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
• различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
• производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
• понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
• определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
• понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
• понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
• называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
• узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
• определять тембры музыкальных инструментов; называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
• определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;определять характерные особенности музыкального языка;
• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• анализировать творчество исполнителей авторской песни;
• сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
• понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
• называть и определять на слух мужские (тенор, бас) и женские (сопрано, альт) певческие голоса;
• определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
• владеть навыками вокально-хорового музицирования;
• участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
В результате обучения в основной школе на повышенном уровне обучающийся получит возможность научиться:
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
• понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
• понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
• определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
Предметные результаты учебного предмета «Музыка» 7 класс
Обучающиеся научатся:
• понимать основной принцип построения и развития музыки;
• распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
• узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
• различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
• называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
• называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
• определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
• определять характерные признаки современной популярной музыки;
• называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
• владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
• применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
• участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
• понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мессы;
• определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
• различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства.
Предметные результаты учебного предмета «Музыка» в 8 классе
Обучающиеся научатся:
• понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
• эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
• приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
• применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
• обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической);
• владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
• применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
• активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
Содержание учебного предмета, курса
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона.Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки.Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков,П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов).Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства.Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал.Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ).Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди).Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века(импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).Мюзикл.Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).Наследиевыдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.